Самая важная информация из статьи о сахарном диабете у детей на портале 4tobolit.by от детского врача-эндокринолога Татьяны Пугавко:
Что такое сахарный диабет? И каких типов он бывает?
Сахарный диабет – это термин, который объединяет группу заболеваний, сопровождающихся повышением глюкозы (сахара) в крови. Существует множество различных типов диабета, но выделяют основные два:
- 1 тип, инсулинозависимый – его еще называют «детским» или «диабет молодых», так как им в основном болеют дети или молодые люди;
- 2 тип, инсулиннезависимый – его называют «диабет пожилых», так как им чаще болеют пожилые люди. Однако в последнее время он диагностируется и у молодых людей, и даже у детей.
Каковы симптомы сахарного диабета?
Одним из первых симптомов сахарного диабета является учащенное мочеиспускание. Из-за того, что ребенок начинает часто ходить в туалет, встает по ночам, у него появляется жажда, он начинает пить больше жидкости. Родители, как правило, замечают, что ребенок стал пить много воды. На фоне того, что заболевший ребенок много пьет, ест, он начинает худеть. Далее появляются слабость и утомляемость.
Как проводится диагностика?
Детский диабет диагностируется довольно легко. Мы определяем уровень глюкозы в крови и моче, а также и уровень кетонов.
Девочка 9-ти лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина, опаздывая в школу, не позавтракала. На первом уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонико-тонические судороги.
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции ребенку.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать врача;
б) по назначению врача ввести внутривенно 10-20 мл. 40% раствора глюкозы;
в) при снижении АД ввести внутривенно плазму и ее заменители: полиглюкин, реополиглюкин, альбумин и сердечные гликозиды: коргликон – 0,06% раствор 0,5 мг/кг внутривенно медленно, гормоны: преднизолон, гидрокортизон 5 мл/кг;
г) при судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно или натрия оксибутират 20% раствор 0,5-0,75 мл/кг;
3. Техника подкожной инъекции согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Задача Мальчик 6 лет состоит на диспансерном учете по поводу сахарного диабета, получает инсулин. Заболел гриппом. На 3-й день заболевания появились жажда, заторможенность. Доставлен в больницу в тяжелом состоянии, изо рта запах ацетона, язык сухой. Определяется гипотония мышц, потеря сознания.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм неотложной помощи.
1. Диабетическая кома.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) ввести внутривенно инсулин-половину дозы, другую половину дозы — подкожно из расчета 1-2 ЕД/кг;
б) провести безотлагательную инфузионную терапию реополиглюкином внутривенно медленно в течение 1-1,5 часа 140-200 мл;
в) после восстановления сознания организовать рациональное питание;
г) госпитализировать ребенка в стационар;
Задача Вызов к ребенку 9 месяцев. Накануне был насморк, сухой кашель. Температура 37,5? С. У ребенка проявления экссудативного диатеза. Ночью внезапно проснулся и стал беспокойным, появились лающий } кашель, удушье, затруднен вдох. Голос осипший. При осмотре состояние ребенка средней тяжести, ребе-„/Т.Л нок беспокоен. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве гиперемия. В легких сухие хрипы на фоне жесткого дыхания. В дыхании участвуют вспомогательные мышцы.
1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
а) успокоить ребенка и окружающих, обеспечить приток свежего воздуха;
б) обрызгать прохладной водой;
в) дать теплое щелочное питье;
в) щелочные ингаляции каждые 3 часа;
г) сделать горячую ванну или горчичники на грудь;
д) ввести антигистаминные препараты (супрастин 2% 0,1 мл внутримышечно); е) госпитализировать в стационар для лечения основного заболевания.
3. Техника постановки горчичников согласно алгоритму выполнения манипуляции
Задача Ребенку 4-х месяцев в процедурном кабинете детской поликлиники сделали вторую прививку АКДС-вакциной. Внезапно ребенок стал беспокойным, резко побледнел, появилась одышка, высыпания на коже типа крапивницы, потерял сознание.
Сахарный диабет (СД) – группа сложных метаболических заболеваний, характеризующаяся хронической гипергликемией, обусловленной дефицитом инсулина, в результате нарушения его секреции клетками островкового аппарата поджелудочной железы или нарушением его действия.
Недостаточность образования инсулина или его действия приводит к нарушению воздействия его на ткани-мишени, что в свою очередь вызывает нарушение всех видов обмена (углеводного, жирового, белкового). У одного и того же больного могут наблюдаться одновременно, как дефект секреции инсулина, так и нарушения его действия.
— СД 1 типа (деструкция в- клеток, приводящая обычно к абсолютной недостаточности инсулина:
— СД 2 типа (с колебаниями от инсулинорезистентности с относительной недостаточностью инсулина до нарушения секреции инсулина с ИР) ; -другие специфические типы СД:
1. Генетические дефекты функции В-клеток (мутации хромосом 12,7,20,13,17,2, митохондриальной ДНК);
2. Генетические дефекты действия инсулина (инсулинорезистентность типа А, лепречаунизм, липоатрофический диабет);
3. Заболевания экзокринной части поджелудочной железы (панкреатит, травмы, опухоли, гемохроматоз).
СД I является многофакторным заболеванием и составляет гетерогенную группу, хотя конкретный механизм воздействия генетической предрасположенности, факторы окружающей среды и состояние иммунной системы остаются неясными.
До настоящего времени точно не установлено, что именно запускает аутоиммунный процесс, вызывающий развитие СД 1 типа.
Однако конкордантность заболевания среди монозиготных близнецов составляет менее 50%, что предполагает участие факторов окружающей среды в патогенезе заболевания, таких как вирусы, токсины, пищевые привычки, стрессы.
Исследования показали, что у лиц с риском развития СД 1 типа, заболевание имеет неразрывный процесс, который последовательно прогрессирует через различные идентифицируемые стадии до появления клинических симптомов, что поспособствовало выделению нескольких стадий СД 1.
Стадия 1: Аутоиммунный процесс. На этой стадии отсутствуют клинические проявления и повышение уровня глюкозы в крови. Она характеризируется клеточным аутоиммунным процессом, который определяется по наличию в крови аутоантител. Длительность первой стадии может составлять месяцы или годы.
Стадия 2: Дисгликемия. На этой стадии к клеточному аутоиммунному процессу присоединяется нарушение углеводного обмена, что проявляется нестойкой гипергликемией, но клинические проявления еще отсутствуют.
Стадия 3: Клинический СД 1. Третья стадия проявляется классической клинической картиной заболевания, включающей полиурию, полидипсию, потерю веса и другие симптомы.
Клиника СД может варьировать от незначительных проявлений до диабетического кетоацидоза (ДКА), а в некоторых случаях до коматозного состояния. Скорость прогрессирования заболевания от первых клинических проявлений до развития ДКА у пациентов различно, её продолжительность у детей 2 лет может составлять несколько дней, тогда как у подростков до нескольких месяцев.
Характерными жалобами для СД 1 в дебюте заболевания являются полиурия и жажда, слабость и утомляемость, полифагия с потерей веса, периодическое нарушение зрения, ночной энурез, нарушения со стороны наружных половых органов. При появлении данных жалоб, развитие ДКА возможно в сроки от нескольких дней до нескольких месяцев.
После установления диагноза и начала инсулинотерапии СД 1 типа имеет хроническое течение с периодами компенсации углеводного обмена и фазами декомпенсации с явлениями кетоза/ДКА или без них. Декомпенсация заболевания может быть обусловлена как нарушениями в контроле заболевания со стороны пациента (редкий контроль гликемии, несоблюдение рекомендаций по питанию и режиму инсулинотерапии), прекращением подачи инсулина при использовании инсулиновой помпы по различным причинам, так и вследствие возникновения интеркуррентных заболеваний.
Примерно у 80% детей с СД 1 вскоре после начала инсулинотерапии наблюдается частичная ремиссия СД 1, или «медовый месяц», продолжительность которого составляет от нескольких недель до полугода. Ремиссия СД является временной и не означает излечения СД.
Прогнозирование СД является первым этапом в разработке профилактических мероприятий, которые наиболее эффективны на ранних доклинических стадиях.
Согласно официальной статистике, в России около 40 тысяч детей живут с сахарным диабетом. 14 ноября — Всемирный день борьбы с этим заболеванием. Вместе с экспертами благотворительной программы помощи детям с эндокринными заболеваниями «Альфа-Эндо» рассказываем, может ли ребёнок с диабетом ходить в школу, есть в столовой и заниматься спортом.
Каким бывает диабет? Он есть только у детей с лишним весом?
Он бывает двух типов: при диабете 1-го типа организм не вырабатывает достаточное количество инсулина и его нужно получать извне, при диабете 2-го типа его достаточно, но организм не усваивает инсулин.
У детей чаще всего встречается диабет 1-го типа, его ещё называют инсулинозависимым. Вылечить его невозможно, поэтому нужно на протяжении всей жизни контролировать уровень сахара в крови и делать инъекции инсулина.
Причины возникновения сахарного диабета 1-го типа неизвестны. Заболевание может развиться и при нормальном весе, если у ребёнка есть генетическая предрасположенность. Если не выполнять медицинские рекомендации, больные сахарным диабетом могут потерять зрение, возникнет риск ампутации конечностей. Но при должном контроле заболевания люди живут полноценной жизнью.
Ребёнок с диабетом может ходить в школу?
Ребенок с диабетом может учиться в школе, заниматься спортом, музыкой, а его одноклассники даже не заметят, что он болеет. И тем не менее учителю важно знать, что в его классе есть ребёнок с диабетом, и важно правильно рассказать об этом другим детям.
Дети зачастую проводят в школе больше времени, чем дома, с родителями, поэтому важно, чтобы учитель умел вовремя заподозрить признаки диабета. Своевременная диагностика облегчает ход болезни и снижает риски осложнений. Следует обратить внимание, если ребёнок много пьет и часто отпрашивается в туалет.
Исследование Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере и фонда «Быть вместе» показало, что свыше 40% родителей узнали о том, что их ребёнок болен сахарным диабетом, только после его экстренной госпитализации. Ещё почти 36% — случайно, когда обратились к врачу с жалобами на потерю веса, повышенную утомляемость, тошноту.
Нужно ли говорить одноклассникам, что у ребёнка диабет?
Специально устраивать мероприятие, чтобы рассказать детям, что у их одноклассника диабет, конечно, не нужно, говорит заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Нина Середенко. Однако лучше, чтобы дети знали о диагнозе. Тогда они будут меньше реагировать на то, что у их одноклассника всегда есть с собой шприц или помпа.
Случается, что ребёнку с диабетом во время урока требуется чем-то перекусить, и это тоже может вызывать раздражение. Но если дети знают, что у одноклассника есть такая особенность здоровья и она требует нарушения общепринятых правил, им гораздо проще не обращать на это внимание.
«В любом случае семья решает, готова ли она раскрыть болезнь ребёнка, но с психологической точки зрения чем меньше тайн, тем лучше, — говорит Середенко. — Есть урок ОБЖ, где можно рассказать, как безопасно жить с диабетом. То есть принцип такой: не нужно делать это нарочито, специально и подчёркнуто. Это некая особенность жизни, но она не должна привлекать чрезмерное внимание и подчинять себе привычный уклад жизни класса. Это должно органично вписываться в повседневную жизнь».
Что нужно знать учителю, если в его классе есть такой ученик?
Родителям ребёнка с диабетом и его классному руководителю следует обсудить, как выполнять медицинские рекомендации в школе: как и где ребёнок будет получать инъекции инсулина (младшему школьнику на первых порах потребуется помощь) и измерять глюкозу крови; как организовать перекусы, чтобы она не снизилась резко. Учитель может попросить у родителей краткую брошюру с ответами на наиболее важные вопросы. Такое пособие разработали российские специалисты в области сахарного диабета у детей. Его можно найти на сайте Российской диабетической ассоциации.
Когда уровень сахара в крови значительно снижается, у больного диабетом наступает гипогликемия. Распознать приступ можно по таким симптомам: бледность кожи, повышенная потливость, дрожание рук, слабость. Нервозность или агрессивность, волнение, плаксивость, ухудшение зрения, нарушение координации движений также могут быть признаками гипогликемии.
Лёгкий приступ гипогликемии можно снять довольно быстро, если ребёнок вовремя выпьет сладкий сок, съест несколько кусочков сахара или примет таблетки глюкозы. Обычно всё это есть у него в портфеле, учителю нужно только помочь ему сориентироваться и разрешить сделать это сразу, даже если идёт урок. Если ребёнок потерял сознание, нужно вызвать скорую помощь.
Три правила общения с ребёнком с диабетом
- Когда уровень сахара в крови повышается, ребёнок много пьёт и часто отпрашивается в туалет. Нужно относиться с пониманием к его потребностям и не акцентировать на этом внимание класса.
- Если ребёнок с диабетом плохо себя чувствует, ни в коем случае не оставляйте его одного: он может потерять сознание. Отправьте его с сопровождающим в медицинский кабинет или домой, убедитесь, что дома его кто-то ждёт. Если это младший школьник, можно позвонить его родителям.
- Ребёнок с диабетом должен делать инъекции инсулина и перекусывать несколько раз в день в определённое время. Разрешайте ему делать это даже во время уроков и экзаменов, не задерживайте его, чтобы он не пропустил приём пищи.
Есть ли какие-то ограничения для детей с диабетом?
Поведение ребёнка с диабетом ничем не отличается от поведения здорового ребёнка или того, кто болен другим хроническим заболеванием, поэтому специальную стратегию в общении с ним выбирать не нужно. Такие дети часто больше времени уделяют урокам, чтению и таким внеклассным кружкам, как рисование. Они, как правило, хорошо социализированы, и у них нет проблем с успеваемостью.
Физические упражнения заставляют организм сжигать сахар быстрее, что способствует более быстрому снижению уровня сахара в крови. Поэтому перед уроком физкультуры дети с диабетом обязательно должны проконтролировать сахар крови и поесть.
Ребёнок с диабетом может и должен участвовать в жизни класса. Часто учителю проще запретить ему ходить в походы или на экскурсии, но в таком случае он будет ощущать себя ненужным, а психологически комфортная среда — один из важных факторов хорошего самочувствия в случае хронической болезни.
На самом деле, участие ребёнка с диабетом во внеклассной жизни не требует от учителя множества усилий. Достаточно пригласить в поход или на экскурсию кого-то из его родителей, чтобы он контролировал состояние ребёнка. Если это недолгая экскурсия в музей или футбольный матч после уроков, можно справиться и без помощи мамы или папы. Но важно убедиться, что у ребёнка есть с собой еда для перекусов, сахар или сладкий напиток на случай гипогликемии.
В целом важно, чтобы учитель знал про диагноз и немного разбирался в особенностях заболевания. Тогда он сможет заметить ухудшение состояния ребёнка и помочь ему.
А с диабетом можно есть в школьной столовой?
Обычный рацион школьника почти не отличается от того, которого придерживается ребёнок с диабетом. В столовой он может есть всё, кроме продуктов, содержащих чистый сахар: например, компот лучше заменить на несладкий чай. В зависимости от пищи, которую предстоит съесть, ребёнок и/или его родители определяют необходимую дозу инсулина. Сейчас есть возможность узнать меню питания в школе заранее.
Нужно ли ребёнку с диабетом ходить к психологу?
Иногда подростки драматично воспринимают своё состояние. Если у него есть хроническое заболевание (причём неважно, диабет это, порок сердца или бронхиальная астма), он часто списывают все свои неудачи на болезнь, объясняет Нина Середенко.
«Отправлять ли ребёнка к психологу — это дело родителей. Они отвечают за контроль здоровья и определяют стратегию воспитания. Но если учитель заметил какие-то изменения в его психологическом состоянии, особенно если это касается непосредственно учебного процесса, ему следует сообщить об этом родителям и, может быть, рекомендовать консультацию психолога».
Родители ребёнка с диабетом в каком-то смысле особые родители. Когда в семье есть хронически больной ребёнок и заболевание его требует значительного контроля, стресс испытывают все её члены. Психологи работают с родителями детей с диабетом в разных направлениях: как улучшить психологическое благополучие семьи, повысить уверенность в собственных силах и уменьшить чрезмерную тревогу, как не потерять связь с ребёнком, особенно когда он достигает подросткового возраста, как помочь ему социализироваться.
«Вообще, очень тяжело принять болезнь своего ребёнка, особенно болезнь неизлечимую. В целом родители хронически больных детей — это люди с особым складом и специфическим межличностным общением. Они очень ранимы, они уже травмированы, и поэтому даже какие-то незначительные раздражители могут вызывать у них чрезмерно острую реакцию. Но нужно учитывать, что они ежедневно переживают со своим ребёнком. Это требует уважения и понимания», — заключает Нина Середенко.
Помощь психолога при диабете нельзя недооценивать. Ребёнку, если он подготовлен морально, легче принять и контролировать болезнь. Программа «Альфа-Эндо» подготовила специалистов в более чем 20 регионах России, их помощь можно получить бесплатно.
В Москве консультацию психологов можно получить в Эндокринологическом научном центре и в отделениях Городского психолого-педагогического центра, которые есть в каждом округе. Специалисты центра прошли специальное обучение, они знают психологические особенности пациентов с диабетом и работают не только с детьми, но со всеми членами семьи, включая здоровых сиблингов.
Большую помощь могут оказать семьи, которые уже приняли диагноз своего ребёнка и научились с ним жить. В Москве работает проект волонтёрской поддержки «Равный равному», куда можно обращаться за помощью.
Можно ли предотвратить болезнь? На что родителям нужно обращать особое внимание?
Предотвратить болезнь пока невозможно. Но ученые работают над этой темой. А родители и сами должны вести здоровый образ жизни, правильно питаться, отказаться от вредных привычек. Ну и наблюдать за ребенком: как часто он ходит в туалет, сколько жидкости пьет, каково его общее состояние.
Чем опасно это заболевание?
Это заболевание связано с недостатком в организме инсулина. А единственным лечением пока является введение этого гормона. Так как инсулин изобрели всего лишь в 20-х годах XX века, то в прежние времена дети с сахарным диабетом погибали.
Если во время не вводить инсулин, то глюкоза не может проникнуть в клетку. Инсулин, как ключик, открывает для глюкозы вход в клетку. Наш организм использует глюкозу как энергию, как топливо для машины. Благодаря этому мы двигаемся, дышим, работаем, думаем. Если нет основного источника энергии – глюкозы, то наш организм начинает черпать энергию из других источников: белков и жиров, поэтому детки и худеют. А при использовании жира в виде энергии образуется много вредных веществ, которые отравляют детский организм, что может привести к летальному исходу.
Отличается ли его клиническая картина от сахарного диабета у взрослых?
При 1 типе диабета поджелудочная железа почти не вырабатывает инсулин. При сахарном диабете 2 типа инсулин в крови может быть даже повышен, однако из-за снижения чувствительности клеток организма к инсулину его действие нарушается. Чаще всего это происходит вследствие ожирения.
Ну а симптомы, как правило, точно такие же: учащенное мочеиспускание, появление жажды.
Есть ли какие-то пред- диабетические состояния, позволяющие заподозрить проблему?
У детей это чаще остро возникающий процесс. Если клетки поджелудочной железы вырабатывают инсулин в достаточном количестве, то не происходит повышение глюкозы в крови. Детский диабет проявляется тогда, когда остается менее 10% клеток, вырабатывающих инсулин.
Кто в группе риска?
Сложно сказать. Для детского диабета нет такого понятия, как группа риска – он может «выстрелить» у любого ребенка, в любой семье.
Безусловно, риск развития сахарного диабета выше у тех, у кого это заболевание есть в семье. Но, как я уже говорила, это не значит, что он обязательно разовьется. Также больше подвержены этому заболеванию недоношенные детки и дети, родившиеся с маленьким весом, а также дети, находящиеся на искусственном вскармливании и те, кто уже имеет какое-либо аутоиммунное заболевание. Неблагоприятную роль может сыграть курение родителей.
Давайте развенчаем несколько наиболее популярных мифов о диабете. О чем чаще всего родители спрашивают на приеме?
Полный ребенок – это всегда диабет? Детский диабет не развивается от полноты. Однако в будущем из-за неправильного питания и образа жизни возможно возникновение ожирения. А это фактор риска развития взрослого сахарного диабета.
Сладости – прямая дорога к диабету? Сладости, так же, как и избыток мучного, не приведут к развитию детского диабета. Но могут спровоцировать нарушение обмена веществ и развитие взрослого диабета.
Можно ли лечить детский сахарный диабет таблетками или травами? Если установлен диагноз «инсулинозависимый диабет 1-го типа», то нет! Этот диабет лечится только инсулином. Никакие травки и таблетки не заменят в организме инсулин, а наоборот могут привести к гибели ребенка. Пока не существует никаких «чудодейственных средств излечения от диабета». Только инсулин!
Может ли ребенок вылечиться от диабета? Если диагноз поставлен правильно, то заболевание не исчезнет. С диабетом надо научиться жить: контролировать глюкозу, считать углеводы, планировать физическую нагрузку и многое другое. И тогда все будет хорошо.
Если есть продукты содержащие фруктозу, то можно не заболеть сахарным диабетом? Фруктоза превращается в глюкозу, но медленнее, чем обычный сахар. Развитие детского диабета никак не зависит от приема сладостей. Но если ребенок уже заболел сахарным диабетом, то он все равно должен считать количество углеводов (пусть и в виде фруктозы) в продуктах. Избыточный прием продуктов, богатых фруктозой взрослыми и детьми может привести к нарушению углеводного обмена, а далее – к ожирению.
Детям с сахарным диабетом нельзя заниматься спортом? Наоборот. Можно и нужно. Ребенку с диабетом необходимы занятия физкультурой для укрепления мышц, костей и сердца. Физический упражнения снижают уровень глюкозы в крови – за счет повышения ее потребления клетками мышц, повышается чувствительность клеток к инсулину. Однако и здесь необходим контроль глюкозы крови: нельзя заниматься, если уровень глюкозы очень низкий или очень высокий.
Записаться консультацию к Татьяне Пугавко или другому врачу-эндокринологу можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.
Какой прогноз в плане лечения?
При правильном и хорошо подобранном лечении прогноз благоприятный. Есть разные виды инсулинов. Многие дети используют помповую инсулинотерапию. Но важно знать, что здесь многое зависит не от лечения, а от того, как ребенок и его родители воспринимают диагноз, как к нему относятся. Им придется научиться многому.
Первое – это упорядочить свой режим питания и образ жизни. Обратите внимание, что рацион питания не меняется полностью, просто он становится правильным. И это не питание одними чипсами, шоколадками и бутербродами.
Второе – при детском сахарном диабете огромное значение имеет контроль глюкозы в крови. Дети делают это часто: оптимально – 6–8 раз в день. Сейчас существует много различных средств для контроля глюкозы в крови. В первую очередь это глюкометры, когда для каждого измерения глюкозы в крови ребенку нужно проколоть пальчик. Но есть сейчас и системы, когда деткам на две недели ставится датчик (например, в область плеча). А специальным прибором (сканером) можно определять глюкозу в крови ежеминутно, поднося этот сканер к датчику. И тогда не нужно колоть пальчики 6–8 раз в день.
Возможна ли полноценная жизнь, а отчего навсегда придется отказаться?
А наши дети и живут полноценной жизнью. Участвуют в различных конкурсах, соревнованиях. Я бы сказала они, наоборот, умнее и способнее, чем дети без диабета. Наверное, потому, что им пришлось раньше повзрослеть. Научиться вести здоровый образ жизни, правильно питаться, следить за правильным режимом дня. Они подсчитывают хлебные единицы (это количество углеводов), чтобы правильно ввести себе нужную дозу инсулина.
Однако дети с диабетом и их родители должны знать о том, что перед ними будет стоять сложный вопрос выбора профессии. Дело в том, что при сахарном диабете противопоказаны некоторые профессии:
- с большими физическими нагрузками (шахтеры);
- со значительным нервно-психологическим напряжением (авиадиспетчеры, водители транспорта);
- с ненормированным рабочим днем, в ночное время, с неблагоприятным микроклиматом, с контактом с токсическими веществами (химическое производство).
Какова этиология сахарного диабета?
Этиология точно не известна. Но одна из причин возникновения сахарного диабета в том, что риск заболеть может передаваться по наследству. Но это не значит, что если у кого-то из членов семьи есть сахарный диабет, то он обязательно будет у вашего ребенка. Или, наоборот, может быть так, что ни у мамы, ни у папы, ни у бабушек с дедушками сахарного диабета не было, а у ребенка его выявили.
Сахарный диабет может возникнуть под действием различных причин: детские инфекции и вирусные простудные заболевания, а также стрессы у детей, имеющих повышенную предрасположенность к этому заболеванию. Причем воздействие этих факторов может происходить задолго до того, как проявятся первые признаки сахарного диабета.
Сахарный диабет 1-го типа возникает из-за того, что в организме не хватает инсулина, вследствие чего и повышается уровень сахара в крови.
«У моего ребёнка диабет. Что делать?». Интервью с врачом
«Я хорошо знаю, что такое быть ребёнком с диабетом, так как сама болею с четырёх лет». Эндокринолог Вероника Зайцева — об особенностях этого заболевания у детей и о том, как вести себя родителям.
В середине июля в Арамили состоялся второй областной слёт волонтёров «Поделись добром»*. В нём приняли участие 30 детей с сахарным диабетом. Школьники жили в палаточном лагере под круглосуточным наблюдением врача-эндокринолога Вероники Зайцевой, которая работает в одной из екатеринбургских клиник. Она следила за состоянием ребят, контролировала их сахар в крови, корректировала план питания и проводила занятия в «Школе диабета».
— Я хорошо знаю, что такое быть ребёнком с диабетом, так как сама болею с четырёх лет. При этом в детстве я понимала, что ничем не отличаюсь от остальных. Это помогло мне состояться в жизни и найти своё призвание. И сейчас я бесконечно благодарна моей семье, которая делала всё возможное, чтобы я чувствовала себя полноценным ребёнком.
— Для родителей услышать диагноз «диабет» — это, конечно, удар. Как принять болезнь ребёнка и что нужно делать в первую очередь?
— В первые дни, когда ребёнок ещё в стационаре, родителям самим нужна помощь, чтобы оправиться от шока. Но необходимо как можно быстрее взять в себя в руки. Если вы не справляетесь с эмоциями, лучше, скажем, прореветься где-нибудь в уединении, но ни в коем случае не показывать свой страх ребёнку. Он должен понимать, что ничего страшного не случилось, что вы спокойны и держите ситуацию под контролем. И никогда при нём не обсуждайте эту тему с кем-то ещё, например, по телефону: «У сына диабет, это ужасно, всё кончено!». Дети впитывают эти эмоции как губка, и они остаются с ними на всю жизнь. Это сильный стресс, который может повлиять на самооценку и отношение к болезни.
Моя мама не подавала виду, что переживает. Она спокойно, шаг за шагом, учила меня делать уколы, контролировать сахар. И, кстати, не запрещала сладости категорично. Наоборот, привозила откуда-то дефицитный шоколад, чтобы иногда порадовать меня и поднять настроение. Сейчас я спрашиваю, как ей удавалось быть такой собранной и сохранять спокойствие. Она говорит, что на самом деле ей было очень страшно, даже плакала иногда, но не при мне.
— Какая инсулинотерапия считается оптимальной для детей?
Всё зависит от ребёнка. Я по себе знаю, что и на инсулиновой помпе, и на шприц-ручках бывают периоды декомпенсации, если плохо следишь за собой. Помпа – это не панацея, как считают многие. Кому-то она может мешать. Если ребёнку некомфортно с ней, не стоит её навязывать. Это может стать лишним стрессовым фактором, который, как мы знаем, повышает сахар. Но помпа — это новый уровень компенсации, она снижает частоту гипогликемий, помогает избежать скачков сахара при феномене «утренней зари”. В некоторых случаях она просто необходима и является единственным вариантом лечения. Лечащий врач зачастую сам рекомендует этот способ терапии. И если ребёнку удобно и хочется попробовать, ни в коем случае не отказывайте ему и не бойтесь. При адекватном обучении и грамотном отношении помпа благоприятно влияет на течение заболевания. Кстати, в стационаре областной детской больницы проводят прекрасное обучение по помповой инсулинотерапии.
Вероника Зайцева проводит обучение в «Школе диабета» в палаточном лагере.
— Как часто школьнику с диабетом нужно лежать в больнице? Стоит ли совмещать плановую госпитализацию с каникулами?
— Пожалуй, совмещать с каникулами — это очень жестоко (смеётся). Ну, серьёзно, дети очень устают в школе от колоссальных нагрузок. И если лишить их полноценного отдыха, то больница будет восприниматься как тюрьма, как наказание. И, как следствие, проявляется нежелание слушать врачей, ходить на занятия в школе диабета. Я бы посоветовала поговорить с учителями и выбрать подходящие дни во время учёбы, взять в больницу посильные задания, чтобы не отставать от программы. Один раз в год таким детям обязательно нужно наблюдаться в стационаре.
— Есть ли особенности у диабета в переходном подростковом возрасте?
— Это возраст крайне непростой. Главный фактор – это половые гормоны, влияющие на поведение и способность контролировать эмоции. Эти гормоны контринсулярны, то есть повышают уровень сахара в крови, обратно действию инсулина. Проблема в том, что предсказать, как будет меняться гликемия в течение всего периода, невозможно, поэтому постоянно приходится корректировать инсулинотерапию. У девочек в этом возрасте свои особенности. Формируется цикл и, пока идёт его становление, также сложно подобрать правильные дозы базального инсулина.
Порой подросткам тяжело привыкнуть к частому контролю, они не следят за собой, а иногда и вовсе не идут на контакт с родителями и замыкаются в себе. Я допускаю, что в этом возрасте нелишним будет обратиться к психологу или психотерапевту, который поможет найти гармонию в семье, ведь от этого зависит здоровье ребёнка.
— Многие родители не рискуют отправлять своих детей-диабетиков в загородные лагеря. Их опасения оправданы?
— Если ребёнок действительно хочет поехать в лагерь, если его не заставляют, то я не вижу причин его не пускать. Разумеется, нужна тщательная подготовка. Всех взрослых, которые будут контактировать с ребёнком, нужно предупредить об особенностях болезни, симптомах гипогликемии, экстренных способах её предотвратить. Обязательно рассказать об этом ребятам, которые будут жить рядом в палатке или в домиках.
Замечательно, если удастся отправить ребёнка в лагерь с группой таких же, как он, диабетиков. Я очень часто вижу больных детей, близких к депрессии из-за чувства непохожести на других. Они обижены на жизнь, они испытывают чувство вины, как будто что-то сделали неправильно и поэтому заболели. В таком состоянии им очень важно найти «друзей по крови». В лагере, где я сопровождала 30 ребят, это было очевидно – в группе, среди «своих», у них есть мотивация, им интересно вместе, у них много общих тем, они помогают друг другу, им хочется хвастаться хорошими сахарами. После лагеря у ребят действительно улучшилось общее состояние и появился заряд оптимизма. Я думаю, организаторы дарят им нечто большее, чем просто летний отдых.
Смена для детей с сахарным диабетом в палаточном лагере «Бобровый остров» длилась 10 дней.
— Это очень сложный вопрос. Если сильно не погружаться в термины, всё заложено в генах. Дело в том, что в хромосомах обнаруживают диабетогенные мутации, которые могут проявиться у какого-то конкретного ребёнка в виде диабета. И не только 1 типа. При этом вся ветвь родственников по маминой и папиной линии может быть совершенно здорова.
Провоцирующие факторы, которые «запускают» болезнь, могут быть самые разные. Для кого-то это стрессовая поездка в большой город и первый поход в супермаркет, для кого-то – прививка, которую поставили после болезни на фоне ослабленного иммунитета (но это не значит, что от прививок нужно отказаться совсем, их стоит перенести на тот период, когда ребёнок уже выздоровел). Высокая нагрузка и экзамены в школе могут спровоцировать диабет, если есть к нему предрасположенность. Часто и без каких-либо провоцирующих факторов болезнь начинает себя проявлять.
Если говорить о профилактике, то, по большому счёту, для диабета 1 типа её нет. Важно вовремя его выявить и сразу начать инсулинотерапию.
— Сейчас много случаев, когда у детей развивается диабет 2 типа, который обычно возникает в пожилом возрасте. Почему это происходит?
— Очень часто можно услышать, что диабет – это образ жизни, а не болезнь. Вы с этим согласны?
— Звучит красиво, но я с этим утверждением не согласна. Это болезнь. И, думаю, ребёнку стоит это объяснить, чтобы не было иллюзий. Образ жизни – это то, что человек осознанно выбирает, а диабет вряд ли можно назвать чьим-то добровольным выбором.
Но в том, что с ним можно научиться жить полноценной жизнью, нет никаких сомнений.
*Проект организован Свердловским диабетическим обществом при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области.