Льготы для больных диабетом в 2022-2023 году

Памятка для граждан,

выбирающих между лекарствами и денежной компенсацией

Предоставление социальной помощи гарантировано государством. Набор социальных услуг (НСУ) — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

НСУ дает право на:

— бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача;

— бесплатное санаторно-курортное лечение;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Государство предоставляет возможность выбора между НСУ и денежной компенсацией их стоимости.

Пока здоровье человека не доставляет ему особого беспокойства, и хронические заболевания не обостряются и не прогрессируют, человеку легко поддаться соблазну заменить НСУ денежной компенсацией.

Как только состояние ухудшается, и болезнь приобретает затяжной характер, требующий длительного лечения и множества лекарств, становится очевидным, что денежной компенсации для лечения недостаточно, особенно при онкологических заболеваниях, сахарном диабете, бронхиальной астме, ревматоидном артрите, хронической почечной недостаточности и т.п.

Граждане, отказавшиеся от получения полного набора социальных услуг, либо от его лекарственной составляющей, не смогут получать бесплатно необходимые препараты, и у них возникнет необходимость их приобретения за собственные средства. Такая нагрузка для семейного бюджета может оказаться непосильной.

Если Вами был сделан выбор в пользу денежной компенсации НСУ и Вы убедились, что он был неправильным, Вам необходимо знать: восстановить право на получение НСУ возможно только после подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд.

Рекомендуем Вам не позднее 1 октября текущего года подать в Пенсионный фонд заявление о возобновлении предоставления НСУ для получения бесплатной лекарственной помощи и других социальных гарантий.

Гражданам, которые получают НСУ в натуральном выражении (в том числе бесплатные лекарственные препараты), необходимости подачи заявления в Пенсионный фонд нет.

Право на получение лекарственной составляющей НСУ в натуральной форме жизненно важно!

Если Вы сохраните за собой право на НСУ, государство обеспечит эффективную защиту Вашего права.

Помните: от Вашего выбора зависит и Ваше здоровье, и здоровье, спокойствие и благополучие Ваших родных и близких.

Прежде, чем принять решение, посоветуйтесь с лечащим врачом!

Памятка для граждан, имеющих право на получение набора социальных  услуг  (НСУ)

  • Получение лекарственных средств гарантированного качества, прошедших государственный контроль;
  • Постоянное и полноценное лечение хронических заболеваний, требующих дорогостоящего лечения (сахарный диабет, фенилкетонурия, муковисцидоз, несахарный диабет, онкологические заболевания и др.);
  • Обеспечение необходимыми лекарственными средствами независимо от их стоимости согласно Перечню лекарственных препаратов, утвержденному распоряжением Правительства РФ ;
  • Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение;
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
  • Проведение полноценного амбулаторного лечения бесплатными лекарственными средствами в домашних условиях.

Подумайте прежде чем отказаться от НСУ!

—  Сможет ли денежная компенсация обеспечить Вам полноценное лечение?

—  До принятия решения об отказе от социального пакета посоветуйтесь с лечащим врачом!

  • В случае отказа от НСУ лекарственные средства для продолжения курсового лечения после выхода из больницы Вы будете приобретать за собственные деньги, а не получать бесплатно.
  • Сохранение права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами позволит получить необходимую лекарственную помощь, в том числе и обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами, что в свою очередь защитит от дополнительных расходов на лекарственные препараты, затраты на которые могут не соответствовать вашим доходам.
  • Вы имеете право забрать заявление об отказе от социального пакета до 1 октября текущего года.

Набор социальных услуг (НСУ) предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и включает в себя:

• лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов*;

• путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;

• бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

* Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется один раз в год с 1 апреля исходя из уровня инфляции в стране за предыдущий год.

Льготник — это кто? В каких нормативных документах указаны права граждан на получение помощи государства?

Ответ: Право на льготу, т.е. получение государственной социальной помощи (ГСП) отдельным категориям граждан определено Федеральным Законом Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи”.

Льгота — это что? Государственная социальная помощь (ГСП) — это только бесплатные лекарства?

Ответ: Не только. Государственная социальная помощь (льгота) — это «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров». Виды государственной социальной помощи:

Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Социальная доплата к пенсии — это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Кто может стать льготником? Какие категории граждан могут рассчитывать на государственную социальную помощь?

Ответ: Льготники бывают двух видов: федеральные и региональные.

Федеральные льготники: Согласно статье 6.1 Федерального Закона Российской Федерации                        № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» к ним относятся:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Региональные льготники: полный перечень категорий региональных льготников утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, в том числе к региональному регистру относятся следующие категории льготников:

  • больные хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, диабет и др.);
  • дети до 3-х лет;

—       Лица, страдающие жизнеугрожающими редкими (орфанными)

В течение всей жизни человеку приходится делать выбор. Зачастую, принимая то или иное решение, мы не всегда осознаем его важность или не задумываемся о компенсациях. На первый взгляд, выбор между набором социальных услуг и денежной компенсацией не кажется судьбоносным и люди все чаще выбирают денежное пособие. Но правильно ли это?

Так сложилось, что мы начинаем задумываться о своем здоровье только в том случае, когда болезнь уже настигла. Заботиться о себе, стараться предупредить недуги — не в наших правилах. То же можно сказать и о решении заменить лекарства денежным пособием.

В тот момент, когда самочувствие человека не доставляет ему особого беспокойства, хронические заболевания не обостряются и не прогрессируют, ему легко поддаться соблазну заменить натуральные льготы денежным пособием.

Пациент, имеющий право на льготное обеспечение лекарствами, отказываясь от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации, обычно не задумывается о последствиях. Но как только состояние здоровья ухудшается, обостряются хронические заболевания, приобретая затяжной характер, требующий длительного лечения и множества лекарств, или появляются новые заболевания, возникает понимание того, что для полноценного лечения денежной компенсации недостаточно и винить в этом приходится только себя.

Имея в своей практике много примеров необдуманного отказа от набора социальных услуг, мы считаем своим долгом предупредить Вас о том, что в случае ухудшения здоровья, покупать необходимые медикаменты придется за свой счет. Возможно, сейчас стоимость получаемых вами препаратов не превышает суммы денежной компенсации, но после отказа от НСУ в пользу монетизации и с течением времени может достигать 100 000 рублей и выше. Ниже приводим ориентировочную стоимость лечения одного пациента в год в случае отказа его от набора социальных услуг:

Ориентировочная стоимость лечения одного пациента в год, отказавшегося

от набора социальных услуг, составляет:

1 .пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями:

—         рак легкого — до 895 109 рублей,

  • рак предстательной железы — до 906 244 рублей,
  • рак желудочно-кишечного тракта — до 941 661 рублей,
  • рак почек — до 406 598 рублей;
  • сахарный диабет I типа — до 59 857 рублей.
  • сахарный диабет II типа — до 48 322 рублей,
  • несахарный диабет (лечение десмопрессином) — до 401 879 рублей,
  • акромегалия (лечение октреотидом) — 494 426 рублей;
  • бронхиальной астмой — до 14 838 рублей,
  • аллергический дерматит — до 25 748 рублей;
  • атеросклероз — до 64 659 рублей,
  • сердечная недостаточность — от 4 921 до 22 537 рублей;
  • инсульт — от 6 098 до 29 789 рублей,
  • эпилепсия — до 58 095 рублей.

Это непосильная ноша для любого семейного бюджета. Задумайтесь, на что Вы можете обречь свою семью отказом от социального пакета, имея возможность получать современные и эффективные лекарства бесплатно. Помните: от Вашего выбора зависит не только Ваше здоровье, но и здоровье, спокойствие и благополучие ваших родных и близких. Прежде чем принять решение, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом.

Если ранее Вами был сделан выбор в пользу денежной компенсации и Вы, как это нередко случается, убедились, что он был неудачным, вам необходимо знать: восстановить право на получение набора социальных услуг возможно только после подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд.

Рекомендуем Вам не позднее 1 октября текущего года подать заявление в Пенсионный фонд о возобновлении предоставления набора социальных услуг для получения бесплатной лекарственной помощи в текущем  году. После этой даты право на получение набора социальных услуг  законодательством Российской Федерации  не предусмотрено.

Надеемся, что Вы сделаете правильный выбор.

Порядок выписки льготных лекарственных препаратов.

Лекарственное обеспечение льготников на территории России осуществляется Программой «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» (программой ОНЛП).

Программа ОНЛП — это вид дополнительной медицинской помощи, включающий в себя предоставление отдельным категориям граждан необходимых лекарственных препаратов в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счет средств федерального бюджета.

Если Вы имеете право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами согласно данному Федеральному закону, то для выписки льготных препаратов Вам необходимо обратиться в поликлинику по месту прикрепления.

При первом обращении при себе нужно иметь:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ);
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (МСЭ);
  • справку, выданную Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

При повторном обращении Вам понадобиться только полис ОМС.

Если Вы не можете дойти до поликлиники — вызовите врача.

На период лечения в стационаре льготные рецепты не выписываются.

Выписка льготных рецептов на лекарственные препараты осуществляется по медицинским показаниям, определяемым лечащим врачом.

Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утверждается ежегодно  распоряжением  Правительства РФ                                       ( приложение №2).

С 1 января 2021 года список список лекарственных препаратов, предоставлемых бесплатно федеральным льготникам будет расширен и  обеспечение федеральных льготников  будет осуществляться в объеме не менее Перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Как получить льготные лекарственные препараты ?

Ответ: Лекарственный препарат, выписанный по льготному рецепту, можно получить в аптечной организации или пункте отпуска лекарственных препаратов, участвующих в программе льготного лекарственного обеспечения.

Информация о сроке действия рецепта, а также о местонахождении аптечной организации или пункта отпуска льготных лекарственных препаратов, прикрепленных для обеспечения к поликлинике, предоставляется пациенту лечащим врачом, осуществляющим назначение льготного лекарственного препарата.

Как долго действителен рецепт?

Ответ: Рецепты на лекарственные препараты, выписанные бесплатно, действительны в течение одного месяца со дня выписывания. Льготные рецепты, выписанные гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы и детям-инвалидам действительны в течение трех месяцев со дня выписывания.

Для лечения хронических заболеваний указанным категориям граждан рецепты на лекарственные препараты могут выписываться на курс лечения до 3- х месяцев. По истечению срока действия, рецепт в аптеке не принимается.

При невозможности прийти за лекарственным препаратом — его может получить любой человек, которому пациент доверяет свой рецепт (в случае выписки рецепта на наркотический или психотропный лекарственный препарат, отпуск осуществляется при предъявлении выданного в установленном порядке документа, удостоверяющего личность).

Выезжая за пределы нашей области, Вы можете выписать рецепт на получение бесплатных медикаментов в любом регионе страны.

Для этого обязательно возьмите с собой:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг;
  • справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации;
  • страховой полис обязательного медицинского страхования;
  • выписки из Медицинской карты амбулаторного больного или Истории развития ребенка с указанием СНИЛС.

Как получить право на обеспечение необходимыми лекарственными

Ответ: Набор социальных услуг включает в себя следующие социальные услуги: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение и проезд на железнодорожном транспорте. Отказаться или вернуть право на социальный пакет или на одну из указанных услуг можно один раз в год до 1 октября, при этом право возникает с 1 января следующего года.

Помните:  Сохранение                      права на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами позволит Вам получить необходимую лекарственную помощь, в том числе и обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами, что защитит Вас и Ваших близких от дополнительных расходов на лекарственные препараты, затраты на которые могут не соответствовать доходам Вашей семьи.

Сделайте правильный  выбор!

Порядок  восстановления права на получение НСУ в части лекарственного обеспечения

Для восстановления права на получение НСУ в части лекарственного обеспечения необходимо подать заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (по месту нахождения выплатного дела). Подать заявление можно следующими способами:

По материалам сайта: levrossosh.ru

В данной статье мы поговорим о порядке получения лекарственных средств для людей с сахарным диабетом 1-го и 2-го типов через призму права, так сказать, рассмотрим уровень сахара в крови в правовом поле.

Что такое сахарный диабет

Немного истории. Оказывается, о таком виде заболевания эндокринной системы знали еще в 1500 году до н. э. Об этом свидетельствуют раскопки, которые были начаты только в XIX веке. Такие упоминания были найдены в Древнем Египте. А это значит, что о диабете знали еще до отца медицины – Гиппократа и отличали его симптомы.

Сахарный диабет является одним из самых распространенных неинфекционных заболеваний в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году диабетом страдали 422 млн взрослых во всем мире. При этом уровень заболеваемости за последние 30 лет почти удвоился, увеличившись с 4,7 до 8,5% среди взрослого населения. Эта проблема остро стоит перед всеми государствами мира.

А ведь и не мудрено, т. к. состояние нашего организма напрямую зависит от того, что мы едим. Как говорится, «скажи мне, что ты ешь, я скажу тебе, кто ты». А питание в XXI веке изменилось, поскольку в нашей еде появилось много углеводов, порой даже больше, чем белков, что и влияет на уровень сахара в крови.

Но интересен другой момент: как же люди лечили диабет ранее, когда уровень медицины был ниже (по крайней мере, нам так говорят)? Хотя куда интереснее тот факт, что причины нарушения эндокринной системы – «на уровне нервной системы». И таких заболеваний, где нервная система является катализатором, немало. А как контролировать нервы при современном устройстве жизни? Неважно, студент ты или менеджер крупной фирмы, везде найдется раздражитель. Как же тогда контролировать нервное состояние, даже медики отвечают неоднозначно. Пить лекарства, успокоительные в 20–25 лет – не то, к чему стремится государство в рамках программы «Здоровая нация».

И это очень удобно для врачей, т. к. причиной многих заболеваний, как нам говорят, является нарушение нервной системы. Всегда возникал вопрос: а может, это и не нервная система виновата? А что, разве раньше люди не нервничали? Просто причиной тому были другие обстоятельства. Несомненно, все в организме взаимосвязано, но вопросов остается больше, чем ответов, учитывая, что знания современной медицины не столь велики, чтобы говорить о полном изучении процессов работы человеческого организма.

В Интернете много статей, посвященных данной теме. Мнения авторов различны – касательно лечения и т. д. Но лечить – хорошо, а ведь у нас социальное правовое государство, и оно должно оказывать поддержку в лечении. Как я писал в своих предыдущих статьях, почему об этом не говорят, чтобы человек, возвращаясь домой вечером, знал, что можно получить поддержку, а не что опять очередной избранник народа попался в ловушки системы? В данном контексте не говорю только лишь о диабете, это касается многих заболеваний, для лечения которых должна оказываться помощь.

И все же единомышленников по данному вопросу, наверняка, будет немного.

В большинстве государств ведутся целые национальные политики в отношении профилактики и лечения диабета, реализуются программы (национальные руководящие принципы, протоколы), направленные на улучшение результатов борьбы с диабетом. Однако в некоторых регионах и странах с низким уровнем дохода финансирование таких мер минимально или отсутствует, соответствующие мероприятия не проводятся. Более того, в странах с низким уровнем дохода медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, не имеют доступа к основным технологиям, необходимым для того, чтобы помочь больным диабетом в надлежащем лечении их заболевания. Это свидетельствует о глобальном масштабе проблемы диабета.

Нормативные акты, регулирующие отношения в данной сфере

Теперь плавно перейдем к собственно юридической стороне вопроса и проанализируем, какие меры принимаются в Российской Федерации для профилактики и лечения больных сахарным диабетом.

Нормы о правах потребителей лекарственных препаратов и способах их защиты носят комплексный характер и рассредоточены в разных законодательных актах: ГК РФ, законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законе о рекламе, федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Законе об основах охраны здоровья, Законе об обращении лекарственных средств, КоАП РФ и УК РФ.

В основе многочисленных нормативных актов, касающихся данной сферы общественных отношений, был положен Модельный закон СНГ об основах медико-социальной защиты граждан, больных сахарным диабетом (принят в Санкт-Петербурге 04.12.2004 г.). Он содержит ключевые положения для обеспечения права больных, страдающих сахарным диабетом, на охрану здоровья; предусматривает крайне важные для данной категории лиц гарантии; определяет их права и корреспондирующие обязанности государства.

Идеи данного модельного закона были отражены в проекте федерального закона «О мерах оказания медицинской помощи, предоставления социальных услуг и об осуществлении иных мер в отношении лиц, больных сахарным диабетом», внесенного рядом депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в Государственную думу в мае 2017 года.

В связи с этим следует отметить, что основополагающий акт в сфере здравоохранения – Закон об основах охраны здоровья – не устанавливает никаких особенностей регулирования вопросов в связи с оказанием медицинской помощи лицам, страдающим сахарным диабетом. Между тем это заболевание в соответствии с Перечнем социально значимых заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715, отнесено к таковым. Согласно ч. 3 ст. 43 названного Закона об основах охраны здоровья особенности организации оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях могут быть установлены отдельными федеральными законами. Поэтому принятие специального закона по проблематике сахарного диабета не исключается.

В научной литературе об этом идет речь. Многие ученые-правоведы выступают за идею принятия отдельного, узконаправленного закона. Однако в настоящее время конкретных действий со стороны законодателя нет.

Вопросы оказания медицинской помощи лицам, больным сахарным диабетом, урегулированы преимущественно на подзаконном уровне. Указом Президента РФ от 08.05.1996 г. № 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом» Правительству РФ было поручено разработать и утвердить федеральную целевую программу «Сахарный диабет».

Данная программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 07.10.1996 г. № 1171. В программу вошли следующие мероприятия:

• создание диабетологической службы Российской Федерации;

• формирование государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом;

• организация системы профилактики сахарного диабета, его осложнений и школ обучения лиц, страдающих данным заболеванием;

• обеспечение больных лекарственными средствами и средствами контроля диабета;

• развитие санаторно-реабилитационной помощи больным сахарным диабетом;

• проведение научных исследований данного заболевания;

• разработка новых лекарственных средств и средств самоконтроля;

• организация производства соответствующих лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения.

В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 годы)», в которую была включена подпрограмма «Сахарный диабет», охватившая мероприятия, предусмотренные ранее действовавшей программой.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 г. № 2738-р инсулины и их аналоги включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год в том числе.

К числу важных действующих нормативных актов можно отнести приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.12.2012 г. № 1581 н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете», где в п. 3 устанавливает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз.

Важным является и федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который определяет правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

Добавим сюда ст. 10 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая гласит, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, что очень важно, – об этом позже.

Кроме того, ст. 98 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц организаций за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья.

Не столь важно, тем не менее в рамках плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31.03.2015 г. № 656) максимальная доля импорта до 2020 года не должна превышать 50% (инсулин деглудек), в остальных случаях по инсулинам разного вида этот показатель не должен превышать 10% (инсулин лизпро, инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный), инсулин-гландин и т. д.).

А что же делать, если отечественные препараты не удовлетворяют требования данной категории граждан? И как во всей этой паутине законов разобраться?! Далее рассмотрим, кому положена выдача лекарств.

Кому положена бесплатная выдача лекарств

Инсулин – жизненно важный гормон человеческого организма, отвечающий за регулирование уровня глюкозы в кровяном русле, который вырабатывается поджелудочной железой. Он содержится в лекарственных разработках нового типа. Необходим для инсулинозависимого типа сахарного диабета.

Закупка препаратов ранее осуществлялась на тендерной основе по регионам. Такой принцип оказался неэффективным по нескольким причинам:

• количество заявок и реально необходимое количество препаратов сильно расходились;

• нередки были случаи использования данной системы в целях наживы определенных лиц;

• цена закупки препаратов отличалась значительно от цены продажи, не в пользу больных.

Теперь, когда Единый электронный реестр заработал, предполагается более цивилизованный способ закупок и гарантий, что необходимый препарат получит каждый, кому он необходим, а вносить данные будут непосредственно врачи, которые наблюдают пациента.

Лекарство, жизненно необходимое пациентам, выпускают в разных формах – флакон, из которого нужно набирать лекарство в указанном врачом количестве, картридж и шприц-ручка – одноразовые устройства для самостоятельных инъекций. Полный список опубликован в дополнении к постановлению КМУ №139 «Некоторые вопросы компенсации стоимости препаратов инсулина». В нем указано, что имеют право на бесплатный препарат, причем в любой форме выпуска, в частности:

1. дети до 18 лет и беременные,

2. ученики общеобразовательных учреждений и студенты вузов,

3. взрослые, которые болеют сахарным диабетом с детства,

4. больные диабетом в состоянии, при котором зрение с коррекцией составляет меньше 0,4 на глазу, который лучше видит,

5. больные диабетом, которые получали препараты – аналоги инсулина в возрасте до 18 лет, при наличии удовлетворительной компенсации заболевания (НвА 1 с меньше 7,5%).

Порядок получения лекарственных средств

Как было упомянуто ранее, в рамках ст. 10 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

Для того чтобы получать препарат бесплатно, необходимо обратиться к эндокринологу по месту проживания или наблюдения. Врач внесет данные о вас в Единый электронный реестр и выдаст электронный рецепт, по которому вы и получите инсулин в указанной форме выпуска. Срок действия рецепта ограничен 30 днями с момента выдачи, по истечении которых необходимо снова обратиться к врачу.

Получение препарата предусматривает два варианта.

• Купить в аптеке без рецепта (это предусмотрено для того, чтобы больные люди могли приобрести лекарство даже в том случае, если не успели оформить рецептурный бланк на бесплатный инсулин, находясь вдалеке от дома, на отдыхе или в командировке).

• Получить препарат бесплатно, выписав инсулин-рецепт у эндокринолога.

Отвечая на многочисленные вопросы диабетиков: «Кому положен бесплатный инсулин и как получить его?», медики поясняют: на получение льготного инсулина имеют право граждане РФ и иностранцы, имеющие вид на жительство, которым поставлен врачебный диагноз «инсулинозависимый диабет». Льготы на лекарственные средства, положенные гражданам России, регламентируются федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ и постановлением Правительства от 30.07.1999 г. № 890 (редакция от 14.02.2002 г.).

Да, действительно, в ФЗ-178 есть много положений, определяющих обязанности и ответственность властей осуществлять закупку и выдачу препаратов. Для реализации целей данного закона выделяются целевые субвенции исходя из численности каждого субъекта. Более того, в п. 5 ст. 4.1 ФЗ-178 говорится, что данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Так это или нет? Этот вопрос заставляет задуматься, т. к. очень часто встречаются жалобы людей на бездействие врачей и касательно других лекарственных средств, в частности.

Немаловажным является и качество получаемого препарата. Так, в случае, если препарат предоставлен с истекшим сроком годности, руководителей и ответственных лиц можно привлечь к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в том числе за реализацию БАД с истекшим сроком годности.

В помещениях для хранения лекарственных препаратов должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных препаратов в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковках требованиями производителей лекарственных препаратов.

Привлечение к ответственности лица, осуществляющего фармацевтическую деятельность, за несоблюдение условий хранения препарата вне зависимости от факта возникновения последствий в случае отсутствия маркировки ответственность носит не безусловный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *