Консультация для воспитателей «Дети с сахарным диабетом в группе детского сада. Как с ними работать»

Диагноз «диабет» вовсе не приговор, просто нужно научиться жить с этим заболеванием

В России свыше 40 тысяч детей живут с сахарным диабетом. Болезнь требует к себе постоянного внимания: ее сложно распознать на ранних этапах, нужно регулярно контролировать уровень сахара в крови и следить за самочувствием. Однако при правильном подходе ребенок с диабетом может ходить в детский сад, обедать в школьной столовой и заниматься спортом. Что при этом нужно учитывать, рассказывает детский эндокринолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Елена Фролова.

В соответствии с положениями ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детские сады относятся к учреждениями дошкольного образования.

ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г., предусмотрено:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Также это норма дублируется в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Да, законодательством Российской Федерации предусмотрены случаи, когда администрации детских садов имеют право не принять или отстранить ребенка от посещения детского сада.

Но к таким случаям не относится наличие у ребенка заболевания «Сахарный диабет». Такого запрета просто не установлено, а значит со стороны администрации Вашего детского сада имеется произвол, так как такая возможность законом им не предоставлена, и их действия полностью неправомерны.

Все это говорит о том , что нарушается право Вашего ребенка на получение дошкольного образования, гарантированного государством.

В случае если Вам не удастся договориться с администрацией Вашего детского сада, советую Вам обратиться с жалобой на действия администрации детского сада в районную прокуратуру по месту нахождения Вашего детского сада и Комитет по образованию администрации городского округа город Калининград

Людмила Кудряшова
Консультация для воспитателей и родителей «Ребенок с диабетом в детском саду»

Ребёнок с диабетом может и должен посещать детский сад

Это лучший способ показать ему, что он ничем не отличается от остальных детей. Но в детском саду ребёнок нуждается в помощи воспитателя.

Например, необходимо следить за тем, чтобы он вовремя съедал все блюда, которые указаны в меню и учитываются родителями при инсулинотерапии. Другие продукты он есть не должен.

В редких случаях у ребёнка может наступить гипогликемия. Ниже вы прочитаете о том, как распознать признаки этого состояния и правильно оказать помощь. О возможной гипогликемии должны быть осведомлены все сотрудники детского учреждения.

Лечение ребёнка (введение инсулина, а также контроль за уровнем сахара в крови — это задача родителей.

Проявив готовность воспитывать нашего ребёнка в своей группе, вы способствуете его нормальному, полноценному развитию. За это вам большое спасибо.

Что такое диабет у ребёнка?

Если речь идёт о детях, то мы имеем дело с диабетом 1 типа. Это нарушение обмена веществ, при котором в поджелудочной железе вырабатывается слишком мало или вообще не вырабатывается жизненно необходимый гормон инсулин. Инсулин регулирует содержание сахара в крови. Дети нуждаются в ежедневном многократном введении инсулина подкожно. Обычно для этого используется инсулиновая шприц-ручка.

У здоровых людей организм сам вырабатывает нужные дозы инсулина в нужное время. Детям с диабетом необходимо подбирать дозу инсулина в зависимости от количества и состава принимаемой пищи. Чтобы держать этот процесс под контролем, ребёнку несколько раз в день измеряют сахар в крови.

Диабет не заразен и не является результатом неправильного питания (чрезмерного потребления сладостей, как ошибочно считают многие). Начало заболевания у детей сопровождается частым мочеиспусканием, сильной жаждой, потерей веса и снижением работоспособности. Эти симптомы возникают из-за нехватки инсулина, что ведёт к повышению содержания сахара в крови и энергетическому голоданию остальных клеток организма. После начала лечения инсулином все жалобы исчезают. Дети снова могут вести привычный образ жизни.

Как контролируется течение диабета у ребёнка?

Проверяя регулярно уровень сахара в крови (гликемию, можно определить, насколько успешно проходит лечение диабета. Уровень гликемии в домашних условиях измеряется небольшим и простым в обращении прибором — глюкометром.

Многие дети старшего дошкольного возраста уже сами могут выполнить эту процедуру в саду, но они не знают, как реагировать на результаты измерения, если они показывают уровень сахара в крови ниже или выше обычного. В этом помочь ему можете вы.

Что понижает/повышает сахар в крови?

Инсулин и физическая нагрузка понижают уровень сахара в крови.

Углеводы повышают сахар.

Как питаются дети, больные диабетом?

Рацион питания детей с диабетом абсолютно полноценный и сориентирован на полезное для здоровья питание всех детей. Им не нужны специальные «диабетические» продукты. Им также можно есть сладости в небольших количествах, если об этом знают родители.

Но у детей с диабетом важно скорректировать влияние поступившего инсулина и потребляемой пищи на содержание сахара в крови. Сахар в крови повышают лишь те продукты, которые содержат углеводы. Это:

• хлеб, крупы, мюсли, кукурузные хлопья;

• картофель, макаронные изделия, молоко и молочные продукты;

• сахар, мёд, кондитерские изделия, выпечка, мороженое, сладкие напитки с сахаром;

• фрукты, фруктовые соки.

Количество углеводных продуктов должно всегда соответствовать вводимой дозе инсулина.

Есть продукты, которые почти не повышают сахар в крови. Детям можно их есть в промежутках между основными приёмами пищи:

• сырые овощи, например, морковь, помидоры, перец;

• фруктовый и травяной чай без сахара.

Как действовать в экстренных случаях?

Если ребёнок не в состоянии глотать или потерял сознание, что случается крайне редко, ему нельзя давать ни жидкую, ни твёрдую пищу (может подавиться).

В этом случае необходимо сохранять спокойствие и выполнять следующие правила:

• положить бессознательного ребёнка на бок и зафиксировать такое положение;

• вызвать скорую помощь, сообщить причину: диабет, тяжёлая степень гипогликемии;

• не оставлять ребёнка без присмотра.

Что необходимо учитывать при физической нагрузке?

Дополнительная физическая нагрузка способствует снижению сахара в крови. Это может стать причиной гипогликемии. Если наш ребёнок активно играет на площадке, то он должен перед этим съесть что-нибудь дополнительно. В этих целях мы даём ему в сад соответствующую порцию еды (печенье, шоколад или др.) с надписью «перед физической нагрузкой».

Можно подстраховаться, попросив ребёнка измерить себе сахар в крови. Если полученный результат вас настораживает, то вы в любое время можете позвонить родителям на мобильный телефон.

Детям-диабетикам разрешается участвовать в любых спортивных мероприятиях. Согласовав степень физической нагрузки с родителями, вы можете не беспокоиться за состояние ребёнка.

Можно ли ребёнку с диабетом участвовать в праздниках и экскурсиях?

Дети с диабетом могут принимать участие во всех событиях и праздниках детского учреждения, а также в экскурсиях.

Нет необходимости скрывать диабет нашего ребёнка. И всё же ему будет неприятно, если его болезнь будет постоянно обсуждаться, а дети из-за этого начнут игнорировать его в играх.

В случае если они будут задавать вопросы, можно им в нескольких словах объяснить следующее: его организм не может вырабатывать инсулин. Но инсулин очень важен для всех людей. Поэтому он вводит инсулин. Ему в этом помогают родители. Если ребёнок получает нужную дозу инсулина, то он чувствует себя так же хорошо, как и другие дети.

Диабет не вылечивается полностью. Но нужно просто колоть инсулин, и тогда человек чувствует себя хорошо. Никто не виноват в том, что у него диабет. Болезнь появляется просто так. Возникновение диабета также не зависит от количества съеденных сладостей. Сахарный диабет — не заразная болезнь.

Иногда ребёнок с диабетом может шататься или вести себя как-то странно (проявления гипогликемии). Если кто-либо из детей это заметил, он должен сообщить воспитательнице, чтобы она оказала помощь. После того как ребёнок что-нибудь съест, у него снова будет всё в порядке.

Группе следует рассказать самое важное о диабете, при этом не нужно слишком акцентировать внимание на самой болезни.

Мы очень надеемся, что вы поможете сделать жизнь ребёнка в детском саду интересной, насыщенной и способствующей надёжному контролю за его диабетом. Надо стремиться воспитать в нём ответственность и самостоятельность — эти качества необходимы ему в первую очередь для успешной, полноценной жизни в будущем.

В детский сад Мишу не берут, потому что за сахаром в его крови нужно пристально следить

Елена Анисимова живет с двумя детьми в Новой Москве, в поселке Коммунарка. Мише и Еве 7 лет, они двойняшки. Девочка совершенно здорова, а вот ее брату еще в раннем детстве поставили диагноз «расстройство аутистического спектра», а пятью годами позже диагностировали диабет.

Миша очень дружелюбный мальчик, для него нет ничего радостнее, чем играть и общаться с другими детьми. Но уже больше года он не может ходить в детский сад, там отказываются принимать мальчика из-за его состояния здоровья. Отказались от Миши в школе, куда он должен пойти уже со следующего года.

Елена рассказала MSK1.RU о том, как она борется за право сына получать образование наравне с другими детьми.

Первое время после того, как Мише диагностировали РАС, он ходил в специализированный детский сад при Научном центре психического здоровья человека. Но мальчик неплохо адаптировался, он общался и играл со сверстниками как любой здоровый ребенок, поэтому родители решили перевести его в обычный детский сад.

— В садик Миша ходил с удовольствием, для него общение очень важно, поэтому видеть каждый день друзей для него было большой радостью, — рассказывает Елена. — Но около года назад сыну поставили диагноз «сахарный диабет 1-го типа».

Тогда было лето. Миша пил много воды, слишком много даже для жаркого времени. Иногда просыпался в мокрой кровати. Я понимала, что это похоже на симптомы диабета, но не могла поверить, что ребенок в 6 лет может заболеть такой страшной болезнью.

Анализ крови на гликированный гемоглобин показал повышенный уровень сахара. В Морозовской больнице диагноз подтвердили. Мише назначили инсулинотерапию.

— После выписки мы вернулись домой, — вспоминает мама мальчика. — Мне пришлось всему учиться: как правильно подобрать дозу инсулина, когда и как его колоть. Потребность может меняться в зависимости от самочувствия, времени года и даже настроения. Сейчас, конечно, уже привыкли, больше года прошло.

Выписавшись из больницы, Миша провел несколько месяцев дома, привыкая к новой, более строго организованной жизни. Но вскоре родители решили, что ему можно вернуться в детский сад.

— Я пришла к администрации садика, — рассказывает Елена. — Объяснила ситуацию, сказала, что, конечно, уколы буду делать дома сама. Я планировала водить Мишу в детский сад на полдня, между завтраком и обедом.

— Резкое падение сахара, гипогликемия, может вызвать тяжелые последствия, но избежать этого состояния достаточно легко. Чтобы узнать уровень глюкозы в крови, сейчас уже не нужно прокалывать палец. У Миши установлен датчик, который в режиме реального времени показывает сахар. Я могу видеть его уровень со своего телефона. Честно говоря, вся моя жизнь проходит перед экраном телефона: каждые 15–20 минут я смотрю за показателями.

Елена объяснила администрации детского сада, что следить ни за чем не нужно. Просто в случае необходимости, если датчики покажут резкое понижение сахара, она сама свяжется с воспитателями или няней.

— Как часто Мише нужно давать глюкозу, зависит от физической активности, — объясняет Елена. — Возможно, 1–2 раза в день, а может. и ни одного. У Миши установлена помпа, дозировки можно было бы настроить после 3–4 посещений сада, и, скорее всего, эти случаи были бы более редкими.

— Они сказали, что могут только вызывать скорую в случае ухудшения самочувствия ребенка. Но при гипогликемии действительно важно среагировать быстро, поэтому врачи могут не успеть.

Миша с сестрой Евой

— Так начались мои мытарства, — продолжает мама мальчика. — Мише по возрасту уже пора в школу, и я пошла с той же просьбой к школьной дирекции. Там мне тоже отказали. Я писала в министерство здравоохранения, в министерство образования. Одни посылали меня к другим. Сотрудники детского сада и школы мне говорили, что оказывать медицинскую помощь не вправе.

В конце концов детский сад согласился принять Мишу, но при условии, что всё время его пребывания в саду будет дежурная медсестра, которая сможет следить за его состоянием. В обычном режиме медсестра приходит в детский сад пару раз в неделю на несколько часов.

— В Минздраве медсестру нам выделить отказались за недостатком персонала. Но при этом сказали, что ребенок с таким диагнозом может находиться под присмотром любого взрослого, прошедшего «Школу диабета».

«Школа сахарного диабета» — это по сути несколько лекций, где рассказывают принципы компенсации сахарного диабета и что делать в случае, если у больного уровень глюкозы выше или ниже нормы. В Морозовской больнице у нас было пять лекций по два часа. Есть много роликов в интернете. Там всё просто, справиться может каждый.

Елена обращалась не только в министерства, она писала в прокуратуру и уполномоченному по правам человека, ездила лично в приемную президента. Там ей ответили, что случай не в их компетенции, но они готовы взять ситуацию под свой контроль и ответить в течение 30 дней о том, какие возможности есть для Миши. Прошел месяц, но ответа Елена не получила.

— Уже больше года мой сын не ходит в детский сад. Он очень скучает по ребятам, хочет играть и общаться, но вынужден оставаться дома. Когда мы выходим погулять на улицу, он сразу с кем-то знакомится на площадке, такой он дружелюбный и общительный.

Мне иногда приходится даже не водить дочку в сад, чтобы она осталась дома с братом и ему не было так одиноко. Сыну очень не хватает компании. Мы нашли еще один способ найти собеседников для Миши: играем иногда в онлайн-игры с чатами. Хоть какое-то общение со сверстниками. Он очень любит строить, и настоящее удовольствие ему приносят эти игры, но хотелось бы, конечно, чтобы строил он не из виртуальных кубиков, а из настоящего конструктора в компании других ребят.

Дети с расстройством аутистического спектра бывают закрытыми или сложными в общении, но это вообще не про Мишу. Если вы с ним пообщаетесь, даже не поймете сразу, что у него диагноз.

— Мы ведь не просим много. Нам не нужна медсестра 24/7. Просто нужно дать ребенку глюкозу, если он побегает-попрыгает и сахар упадет.

Аудитория многочисленных мамских чатов возмущена: родителям детей с диабетом обычно идут навстречу в детских садах и школах, заверили женщины Елену.

— У кого-то есть пожилые родители, которые могут находиться в саду с ребенком, но в большинстве случаев воспитатели по звонку родителей готовы дать пакетированный сок, кусочек сахара или таблетированную глюкозу. Ведь никаких рисков это не несет, даже если дать больше. Мало кому пришло бы в голову квалифицировать это как медицинскую помощь. Конечно, все родители детей с диабетом поначалу сталкиваются со страхом и непониманием учителей и воспитателей. Но обычно всё удается решить.

Миша и Ева

— По заключению ЦПМПК (Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. — Прим. ред.) Мише положены ежедневные занятия с психологом, логопедом и дефектологом. Он уже более года не получает необходимое образование, на дом, конечно, никто не ходит. Вся его пенсия уходит на занятие с этими специалистами, которых я сама была вынуждена нанять, чтобы хоть как-то компенсировать его состояние. Со следующего года нужно идти в школу, но нам дали понять, что дирекция не хочет такой ответственности из-за его диагноза. А у нас в Коммунарке нет возможности выбрать другую школу.

Пресс-служба Департамента здравоохранения Москвы ответила на запрос корреспондента MSK1.RU, что медицинскую помощь детям во время обучения в школах и детских садах оказывают медработники по графику, согласованному с руководством образовательной организации.

При этом наличие диагноза «сахарный диабет 1-го типа», по мнению экспертов Депздрава, не является противопоказанием для нахождения и обучения ребенка в школе или детском саду.

— Для обеспечения постоянного контроля уровня гликемии, состояния и питания ребенка, своевременной коррекции при возникновении гипо- или гипергликемии в период пребывания в дошкольном учреждении ребенку желательно находиться под контролем взрослого, прошедшего обучение в «Школе диабета», — сообщает Депздрав.

лиана багдасарова
Консультация для воспитателей «Дети с сахарным диабетом в группе детского сада. Как с ними работать»

ГБДОУ № 51 Приморского района города Санкт-Петербурга

воспитатель высшей квалификационной категории

Багдасарова Лиана Карленовна

Дети с сахарным диабетом в группе детского сада. Как с ними работать.

Уважаемые коллеги, с увеличением количества детей, страдающих сахарным диабетом, перед специалистами здравоохранения и образования встала серьёзная социальная проблема по доступности дошкольного образования для таких детей.

В настоящее время в России дети с заболеванием сахарный диабет не имеют возможности посещать дошкольные образовательные учреждения, потому что нет специальных условий для их пребывания в детском саду. Однако, дошкольная педагогика доказывает, что детям дошкольного возраста необходимо посещать дошкольное учреждение для успешной социализации в детском коллективе, выработке навыков самоконтроля и подготовке их к самостоятельной жизни в школе.

В этой статье я, как воспитатель, который работает в группе детей с сахарным диабетом первого типа, дам несколько советов коллегам, у которых в группе появился такой необычный ребёнок.

Получение детьми, страдающих сахарным диабетом, образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Задача педагога (воспитателя) помочь детям понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.

Очень важно, чтобы педагог и педагог-психолог объяснили детям с сахарным диабетом, что они такие же дети, как все. Можно учиться, жить и работать с сахарным диабетом. Детям с сахарным диабетом необходимо посещать детский сад до школы, чтобы пройти социальную адаптацию в детском коллективе, приобрести навыки самоконтроля над своей болезнью, научиться просить помощи у взрослых в экстренных случаях и оказывать себе самостоятельно первую помощь. Обученным и социализированным детям легче адаптироваться к новым школьным условиям, что позволяет избежать осложнений в состоянии психического и физического здоровья. Таким образом, в начальной школе детей не нужно объединять в специальные классы, достаточно поставить в известность педагогов, медицинских работников и обозначить круг возможных проблем.

На самом деле это обычные дети, ничего особенного в них нет, просто немного больше вашего внимания.

Вот в вашу группу пришёл ребёнок с сахарным диабетом. С чего мы начинаем? Сначала мы поговорим с родителями. Как правило они тревожны. И это понятно. Наша задача успокоить их, показать своё желание им помочь и дать понять, что мы понимаем их обеспокоенность. Родители должны дать вам адекватную информацию о том, как вести ребёнка с сахарным диабетом. и здесь надо задать несколько главных вопросов: в каком режиме будет посещать сад ребёнок, насколько он компенсирован, как вводиться инсулин, кто будет вводить инсулин, как и когда его кормить, как распознать признаки плохого самочувствия, связанные конкретно с хроническим заболеванием ребёнка (гипо и гипергликемии) и как купировать приступы?

Чаще всего дети с диабетом завтракают дома и приходят в сад после завтрака, к началу занятий. А если нет, то смотрите ниже.

В том случае, если инсулин вводиться ребёнку посредством инъекций инсулина, то это делает медработник в медицинском кабинете или сами родители. Если у ребёнка установлен помповый насос, то совершенно не сложно научиться управлять им и вводить ребёнку инсулин, поскольку метод это не инвазивный и вмешательство медицинского работника не требуется. Более того, сам ребёнок старшей и подготовительной группы может контролировать процесс и показать вам, как это работает.

Что касается приёма пищи. Дети с сахарным диабетом должны есть часто и небольшими порциями. Самое главное -это посчитать количество углеводов, которые они съедят за один приём пищи,и адекватно ввести инсулин. Должен сохраняться баланс между съеденными углеводами и введённым инсулином. В остальном дети, страдающие диабетом, придерживаются принципов здорового питания, которые знают почти все люди. Посчитать количество углеводов можно взвесив углеводную составляющую блюда и сверившись в таблице ХЕ (таблицу предоставляет медицинская организация, которая курирует детский сад).

Приступы гипогликемии купируются приёмом сладкого (глюкозы), которую тоже предоставляет медицинская организация, а приступы гипергликемии купируются при помощи родителей (или по их инструкции).

У детей с сахарным диабетом могут быть различные особенности в поведении. Они могут быть агрессивны, тревожны и раздражительны (страхи, фобии, конфликтны, самооценка на средне-зрелом уровне, уровень притязаний низкий, может быть высокий показатель лживости, проявляется не уверенность в себе, социальная адаптация затруднена, могут быть безответственными, низкий уровень волевых качеств, эмоциональное состояние не стабильно, снижение уровня общего развития.

Как работать с такими детьми? Не заострять внимание на болезни и на том, что ребенок отличается от остальных; создавать условия, при которых не возникает психотравмирующих ситуации; постоянно контролировать физическое и психическое состояние каждого ребенка, мотивировать на развитие.

Основной целью педагога в психологической помощи детям с сахарным диабетом, во-первых, является обучение ребенка управлению своими эмоциями при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости и агрессивности. Во-вторых, обучение детей снижению нервного напряжения при помощи йоги, релаксации, инновационных технологий (сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии). В-третьих, обучение волевому поведению через игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры. В-четвертых, проявлению сдержанности в пищевом поведении без негативных эмоций путем пропагандирования здорового образа жизни у детей и родителей.

Отдельно надо поговорить о работе с родителями.

Работе с родителями детей, страдающих сахарным диабетом, уделяется достаточно большое внимание. Для взаимодействия специалистов и педагогов с родителями устанавливаются партнерские отношения. Именно этот стиль отношений подразумевает уважение, сопереживание, искренность, открытость и доверие. Для родителей, педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения поставлена одна общая цель – сохранение и укрепление здоровья ребенка, страдающего сахарным диабетом.

Основной сложностью педагога во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и зоны ответственности родителей в воспитании и обучении детей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.

На первом родительском собрании определяются зоны ответственности педагогов, специалистов и родителей: объясняются четкие и строгие правила по присмотру и уходу за детьми специализированной группы, при этом обязательно даются обоснования к предъявляемым требованиям, соблюдение режима дошкольного образовательного учреждения. Задача работников группы – добиться доверия родителей, обеспечив им возможность спокойно оставлять ребенка и заниматься своими повседневными делами.

Одно из важных правил для родителей – ежедневный сбор информации по уровню сахара в крови ребенка (приложение 12).

1. необходимо сказать воспитателю и медицинской сестре, как ребёнок провёл ночь, какой у него был уровень сахара в крови вечером и утром при пробуждении;

2. затем родитель должен ознакомиться с меню;

3. исходя из полученных сведений, приступить к обсуждению диетотерапии и инсулинотерапии на день (если всё в пределах нормы, то никаких изменений не бывает).

1. родители приходят за ребёнком с запасом времени, чтобы ознакомиться с проведёнными медицинскими процедурами;

2. проанализировать показания сахара крови ребёнка с медицинской сестрой и сделать корректировку на следующий день при необходимости.

Второе важное правило — родители всегда должны быть на связи в случае форс-мажорных ситуаций.

Третье правило — оказание помощи родителям и диалоговое общение с ними.

Четвертое правило – активное участие в жизни детей: совместные проекты, праздники, спортивные досуги, изготовление атрибутов к постановкам спектаклей.

Уровень сахара в крови у детей, страдающих сахарным диабетом, в течение дня может значительно колебаться. Состояние, при котором уровень сахара в крови снижается ниже 3,5 ммоль/л (иногда 4,0-4,5 ммоль/л, называется гипогликемией. Развивается гипогликемия внезапно, поэтому педагогам важно знать первые симптомы ее проявления и уметь оказать первую медицинскую помощь.

Наиболее типичные симптомы при гипогликемии – чувство голода, сердцебиение, дрожь в теле, бледность кожи, потливость, чувство страха, беспокойство, сонливость, головная боль и головокружение.

Педагог должен знать, во-первых, что у детей дошкольного возраста гипогликемия может давать и другие симптомы. Например, ребенок становится вялым, тихим,может заснуть во время игры или наоборот беспричинно капризничает. Во-вторых, каждый ребенок по-своему чувствует и переносит гипогликемию. Педагог в течение дня должен быть очень внимательным и в случае любого отклонения в поведении или самочувствии ребенка – сообщить медицинской сестре и срочно измерить уровень сахара в крови!

При наступившей гипогликемии ребенка надо накормить продуктами, содержащие легкоусвояемые углеводы. В соответствии в СанПиНом, продукты не должны храниться после приема пищи в группе дошкольного образовательного учреждения, поэтому предлагаем препарат заменитель – моносахарид «Декстроза». Он выпускается в таблетках по 0,3 ХЕ, дети с удовольствием его принимают. Помните, дети очень любят сладкое и могут вас обмануть: претвориться уставшими или говорить, что плохо и кружится голова. Помните, без измерения уровня сахара в крови – ничего не давайте!

Состояние, при котором уровень сахара в крови выше установленных норм, называется гипергликемией. Основные симптомы – частое мочеиспускание, сильная жажда, головная боль, тошнота, рвота, поверхностное или затрудненное дыхание, пахнущее ацетоном дыхание, покраснение кожи лица, иногда потеря сознания. Помните, единственное оказание первой помощи – положить ребенка в кровать и срочно вызвать скорую! Обязательно скажите, что у ребенка сахарный диабет.

Согласно официальной статистике, в России около 40 тысяч детей живут с сахарным диабетом. 14 ноября — Всемирный день борьбы с этим заболеванием. Вместе с экспертами благотворительной программы помощи детям с эндокринными заболеваниями «Альфа-Эндо» рассказываем, может ли ребёнок с диабетом ходить в школу, есть в столовой и заниматься спортом.

Каким бывает диабет? Он есть только у детей с лишним весом?

Он бывает двух типов: при диабете 1-го типа организм не вырабатывает достаточное количество инсулина и его нужно получать извне, при диабете 2-го типа его достаточно, но организм не усваивает инсулин.

У детей чаще всего встречается диабет 1-го типа, его ещё называют инсулинозависимым. Вылечить его невозможно, поэтому нужно на протяжении всей жизни контролировать уровень сахара в крови и делать инъекции инсулина.

Причины возникновения сахарного диабета 1-го типа неизвестны. Заболевание может развиться и при нормальном весе, если у ребёнка есть генетическая предрасположенность. Если не выполнять медицинские рекомендации, больные сахарным диабетом могут потерять зрение, возникнет риск ампутации конечностей. Но при должном контроле заболевания люди живут полноценной жизнью.

Ребёнок с диабетом может ходить в школу?

Ребенок с диабетом может учиться в школе, заниматься спортом, музыкой, а его одноклассники даже не заметят, что он болеет. И тем не менее учителю важно знать, что в его классе есть ребёнок с диабетом, и важно правильно рассказать об этом другим детям.

Дети зачастую проводят в школе больше времени, чем дома, с родителями, поэтому важно, чтобы учитель умел вовремя заподозрить признаки диабета. Своевременная диагностика облегчает ход болезни и снижает риски осложнений. Следует обратить внимание, если ребёнок много пьет и часто отпрашивается в туалет.

Исследование Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере и фонда «Быть вместе» показало, что свыше 40% родителей узнали о том, что их ребёнок болен сахарным диабетом, только ​после его экстренной госпитализации. Ещё почти 36% — случайно, когда обратились к врачу с жалобами на потерю веса, повышенную утомляемость, тошноту.

Нужно ли говорить одноклассникам, что у ребёнка диабет?

Специально устраивать мероприятие, чтобы рассказать детям, что у их одноклассника диабет, конечно, не нужно, говорит заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Нина Середенко. Однако лучше, чтобы дети знали о диагнозе. Тогда они будут меньше реагировать на то, что у их одноклассника всегда есть с собой шприц или помпа.

Случается, что ребёнку с диабетом во время урока требуется чем-то перекусить, и это тоже может вызывать раздражение. Но если дети знают, что у одноклассника есть такая особенность здоровья и она требует нарушения общепринятых правил, им гораздо проще не обращать на это внимание.

«В любом случае семья решает, готова ли она раскрыть болезнь ребёнка, но с психологической точки зрения чем меньше тайн, тем лучше, — говорит Середенко. — Есть урок ОБЖ, где можно рассказать, как безопасно жить с диабетом. То есть принцип такой: не нужно делать это нарочито, специально и подчёркнуто. Это некая особенность жизни, но она не должна привлекать чрезмерное внимание и подчинять себе привычный уклад жизни класса. Это должно органично вписываться в повседневную жизнь».

Что нужно знать учителю, если в его классе есть такой ученик?

Родителям ребёнка с диабетом и его классному руководителю следует обсудить, как выполнять медицинские рекомендации в школе: как и где ребёнок будет получать инъекции инсулина (младшему школьнику на первых порах потребуется помощь) и измерять глюкозу крови; как организовать перекусы, чтобы она не снизилась резко. Учитель может попросить у родителей краткую брошюру с ответами на наиболее важные вопросы. Такое пособие разработали российские специалисты в области сахарного диабета у детей. Его можно найти на сайте Российской диабетической ассоциации.

Когда уровень сахара в крови значительно снижается, у больного диабетом наступает гипогликемия. Распознать приступ можно по таким симптомам: бледность кожи, повышенная потливость, дрожание рук, слабость. Нервозность или агрессивность, волнение, плаксивость, ухудшение зрения, нарушение координации движений также могут быть признаками гипогликемии.

Лёгкий приступ гипогликемии можно снять довольно быстро, если ребёнок вовремя выпьет сладкий сок, съест несколько кусочков сахара или примет таблетки глюкозы. Обычно всё это есть у него в портфеле, учителю нужно только помочь ему сориентироваться и разрешить сделать это сразу, даже если идёт урок. Если ребёнок потерял сознание, нужно вызвать скорую помощь.

Три правила общения с ребёнком с диабетом

  • Когда уровень сахара в крови повышается, ребёнок много пьёт и часто отпрашивается в туалет. Нужно относиться с пониманием к его потребностям и не акцентировать на этом внимание класса.
  • Если ребёнок с диабетом плохо себя чувствует, ни в коем случае не оставляйте его одного: он может потерять сознание. Отправьте его с сопровождающим в медицинский кабинет или домой, убедитесь, что дома его кто-то ждёт. Если это младший школьник, можно позвонить его родителям.
  • Ребёнок с диабетом должен делать инъекции инсулина и перекусывать несколько раз в день в определённое время. Разрешайте ему делать это даже во время уроков и экзаменов, не задерживайте его, чтобы он не пропустил приём пищи.

Есть ли какие-то ограничения для детей с диабетом?

Поведение ребёнка с диабетом ничем не отличается от поведения здорового ребёнка или того, кто болен другим хроническим заболеванием, поэтому специальную стратегию в общении с ним выбирать не нужно. Такие дети часто больше времени уделяют урокам, чтению и таким внеклассным кружкам, как рисование. Они, как правило, хорошо социализированы, и у них нет проблем с успеваемостью.

Физические упражнения заставляют организм сжигать сахар быстрее, что способствует более быстрому снижению уровня сахара в крови. Поэтому перед уроком физкультуры дети с диабетом обязательно должны проконтролировать сахар крови и поесть.

Ребёнок с диабетом может и должен участвовать в жизни класса. Часто учителю проще запретить ему ходить в походы или на экскурсии, но в таком случае он будет ощущать себя ненужным, а психологически комфортная среда — один из важных факторов хорошего самочувствия в случае хронической болезни.

На самом деле, участие ребёнка с диабетом во внеклассной жизни не требует от учителя множества усилий. Достаточно пригласить в поход или на экскурсию кого-то из его родителей, чтобы он контролировал состояние ребёнка. Если это недолгая экскурсия в музей или футбольный матч после уроков, можно справиться и без помощи мамы или папы. Но важно убедиться, что у ребёнка есть с собой еда для перекусов, сахар или сладкий напиток на случай гипогликемии.

В целом важно, чтобы учитель знал про диагноз и немного разбирался в особенностях заболевания. Тогда он сможет заметить ухудшение состояния ребёнка и помочь ему.

А с диабетом можно есть в школьной столовой?

Обычный рацион школьника почти не отличается от того, которого придерживается ребёнок с диабетом. В столовой он может есть всё, кроме продуктов, содержащих чистый сахар: например, компот лучше заменить на несладкий чай. В зависимости от пищи, которую предстоит съесть, ребёнок и/или его родители определяют необходимую дозу инсулина. Сейчас есть возможность узнать меню питания в школе заранее.

Нужно ли ребёнку с диабетом ходить к психологу?

Иногда подростки драматично воспринимают своё состояние. Если у него есть хроническое заболевание (причём неважно, диабет это, порок сердца или бронхиальная астма), он часто списывают все свои неудачи на болезнь, объясняет Нина Середенко.

«Отправлять ли ребёнка к психологу — это дело родителей. Они отвечают за контроль здоровья и определяют стратегию воспитания. Но если учитель заметил какие-то изменения в его психологическом состоянии, особенно если это касается непосредственно учебного процесса, ему следует сообщить об этом родителям и, может быть, рекомендовать консультацию психолога».

Родители ребёнка с диабетом в каком-то смысле особые родители. Когда в семье есть хронически больной ребёнок и заболевание его требует значительного контроля, стресс испытывают все её члены. Психологи работают с родителями детей с диабетом в разных направлениях: как улучшить психологическое благополучие семьи, повысить уверенность в собственных силах и уменьшить чрезмерную тревогу, как не потерять связь с ребёнком, особенно когда он достигает подросткового возраста, как помочь ему социализироваться.

«Вообще, очень тяжело принять болезнь своего ребёнка, особенно болезнь неизлечимую. В целом родители хронически больных детей — это люди с особым складом и специфическим межличностным общением. Они очень ранимы, они уже травмированы, и поэтому даже какие-то незначительные раздражители могут вызывать у них чрезмерно острую реакцию. Но нужно учитывать, что они ежедневно переживают со своим ребёнком. Это требует уважения и понимания», — заключает Нина Середенко.

Помощь психолога при диабете нельзя недооценивать. Ребёнку, если он подготовлен морально, легче принять и контролировать болезнь. Программа «Альфа-Эндо» подготовила специалистов в более чем 20 регионах России, их помощь можно получить бесплатно.

В Москве консультацию психологов можно получить в Эндокринологическом научном центре и в отделениях Городского психолого-педагогического центра, которые есть в каждом округе. Специалисты центра прошли специальное обучение, они знают психологические особенности пациентов с диабетом и работают не только с детьми, но со всеми членами семьи, включая здоровых сиблингов.

Большую помощь могут оказать семьи, которые уже приняли диагноз своего ребёнка и научились с ним жить. В Москве работает проект волонтёрской поддержки «Равный равному», куда можно обращаться за помощью.

Выявить болезнь вовремя трудно, но возможно

Ученые до сих пор не знают всех причин, по которым может развиться болезнь. Возможно, «пусковым механизмом» становятся стресс-факторы, например, перенесенная вирусная инфекция. Для каждого пациента эти факторы индивидуальны.

Ребенок часто ходит в туалет, потому что из-за нехватки инсулина уровень сахара растет, почки усиленно выводят его из организма с мочой, при этом вслед за глюкозой выводится вода. Жидкость требует восполнения — отсюда постоянное желание пить. Дети плохо себя чувствуют от такой нагрузки, но не могут объяснить, что происходит. Телу нужна энергия (отсюда чувство голода), но вес снижается, потому что она восполняется из жировых запасов.

Если вовремя не обратить внимание на эти четыре основных симптома, появляется еще один — специфический запах изо рта. Некоторым он напоминает запах ацетона, другие называют его «запахом моченых яблок», в зависимости от восприятия. Если он появился, нужно как можно скорее обратиться в врачу. Такой запах означает, что организм для получения хоть какой-то энергии начал расщеплять собственные жиры и белки. При этом образуются токсины, высокое содержание которых может привести к коме и реанимации.

Ребенок с диабетом может успешно учиться и заниматься спортом

Если болезнь под контролем и жизнь вошла в колею, то сахарный диабет I типа не будет препятствием к тому, чтобы ребенок пошел в детский сад и школу. Конечно, о заболевании ребенка необходимо будет известить администрацию, педагогов и медработников.

Возможно, потребуется объяснить им, как действовать, если уровень сахара резко снизился или повысился. В детском саду стоит договориться с воспитателем, чтобы тот не разрешал другим детям делиться едой с вашим сыном или дочерью. А когда ребенок с диабетом пойдет в школу, родителям предстоит продумать его рацион вне дома, просить соблюдать четкий график приема пищи и инъекций, если инсулинотерапия проводится с помощью шприц-ручек.

В этом случае важно также договориться со школьной администрацией об отдельном помещении, где ребенок мог бы сделать себе укол. Дело в том, что многие школьники, особенно подростки, стесняются делать себе уколы в школе (что чревато значительными колебаниями уровня сахара в крови или отказом ребенка от еды в школе, что может привести к гипогликемии) или делают их в туалете (что просто негигиенично). Также договоритесь о том, чтобы ребенок мог перекусить даже во время урока или экзамена: это может быть жизненно необходимо.

Аргументировать свою позицию в общении с педагогами поможет специальное пособие для учителей «Дети с диабетом в школе», разработанное экспертами Минздрава России.

Дети и подростки с сахарным диабетом могут вести полноценную активную жизнь, у них нет причин отказываться от спорта и физических упражнений. Наоборот: регулярные нагрузки увеличивают восприимчивость мышц к инсулину и в итоге улучшают контроль над заболеванием.

Есть множество примеров успешной спортивной карьеры, несмотря на болезнь. Например, футболисту Пеле сахарный диабет I типа не помешал стать легендой мирового спорта. Среди других известных диабетиков — актеры Юрий Никулин, Сильвестр Сталлоне и Жан Рено, актриса Фаина Раневская (ей, кстати, принадлежит крылатое выражение «85 лет при диабете — не сахар»), писатели Эрнест Хемингуэй и О. Генри, певец Федор Шаляпин и многие другие.

Но при занятиях спортом нужно помнить о некоторых предосторожностях: например, ребенку лучше принять дополнительную дозу углеводов перед упражнениями и после, так как физическая нагрузка требует большого количества «топлива» в виде глюкозы из крови.

Не рекомендуется заниматься спортом, связанным с большой аэробной нагрузкой (например, бегом на длинные дистанции), а также видами спорта, где невозможно быстро справиться с резким снижением уровня сахара в крови: плаванием с аквалангом, парашютным спортом, автогонками. В любом случае подбирать подходящий вид физических нагрузок лучше вместе с лечащим врачом-эндокринологом.

Контроль глюкозы, питания и инсулинотерапия

Многие родители, узнав диагноз ребенка, интересуются, как можно вылечить сахарный диабет. Увы, пока никак. Ученые ищут способы предотвратить гибель вырабатывающих инсулин клеток, но пока что приходится привыкать к мысли, что диабет и связанные с ним обстоятельства придется вписывать в повседневную жизнь семьи.

Родителям нужно научиться рассчитывать норму инсулина для инъекций и отслеживать уровень сахара в крови. Вторая задача — приучать сына или дочь к особенному режиму, диете и другим ограничениям, объяснять их смысл, исходя из возраста ребенка.

Грамотному обращению с болезнью научат в эндокринологическом стационаре, куда родителей и ребенка направляют после постановки диагноза. Например, там расскажут, как рассчитывать углеводную ценность еды в «хлебных единицах». Одна единица по содержанию углеводов соответствует куску пшеничного хлеба (10–12 г углеводов). Столько же углеводов содержится, например, в двух столовых ложках каши. Однако углеводы углеводам рознь: в хлебе они относительно «быстрые» (быстро попадают в кровь и повышают уровень глюкозы), а в гречневой каше — «медленные» (расщепляются постепенно и заряжают энергией понемногу долгое время). Помимо этого, в стационаре обучают правильному введению инсулина и основным законам инсулинотерапии, делающим ее безопасной.

Вначале обилие новой информации может вызвать замешательство, однако спустя некоторое время родители, а затем и сам ребенок научатся оценивать количество углеводов, лишь взглянув на тарелку. Научиться этому быстрее поможет дневник самоконтроля, в который нужно записывать данные о полученных дозах инсулина, съеденной пище и уровне глюкозы.

В разумных пределах дети-диабетики могут есть сладости, просто вместо целой плитки шоколада придется ограничиваться двумя кусочками за раз. Что действительно под запретом, так это напитки с сахаром: газировка, сладкий компот или чай. Они моментально поднимают уровень глюкозы в крови, что осложняет контроль над ним.

Контролировать уровень глюкозы сегодня ненамного сложнее, чем измерить давление, для этого требуется сделать микропрокол на коже либо использовать подкожный сенсор непрерывного мониторирования глюкозы, благодаря которому проколов будет меньше. А для доставки инсулина есть портативные средства, которые удобно всегда иметь при себе, — шприц-ручки или инсулиновые помпы.

При грамотном образе жизни и постоянном контроле состояния ребенка постепенно доза инсулина стабилизируется, но без него обойтись нельзя. Увы, инъекции не заменить таблетками, каплями в нос и другими способами доставки в организм: в желудке инсулин, как и все белки, расщепляется, а в виде аэрозоля или капель усваивается плохо.

Диабет возникает по разным причинам и в любом возрасте

Под названием «сахарный диабет» скрывается целая группа расстройств обмена веществ. Они возникают по различным причинам, некоторые из которых до сих пор до конца не изучены. Именно поэтому болезнь делят на типы, и, по сути, их объединяет лишь один признак — повышенное содержание сахара в крови. Это связано с нарушением механизма усвоения глюкозы посредством гормона инсулина, который вырабатывается поджелудочной железой. Инсулин нужен, чтобы доставлять глюкозу, получаемую из углеводов пищи, в клетки организма. При диабете глюкозы в крови много, но клетки не могут ее получить и «голодают».

Обычно мы слышим про два типа болезни — I и II. Сахарный диабет II типа чаще всего развивается у взрослых людей после 35–40 лет (у детей он встречается очень редко). Этот тип более известен, потому что таких больных больше: около 85% от общего числа пациентов. Диабетом II типа больше других рискуют заболеть люди с избыточным весом, ведущие малоподвижный образ жизни, с генетической предрасположенностью к этому расстройству. Инсулина у них вырабатывается достаточно, но по ряду причин их организм плохо его воспринимает.

Сахарный диабет I типа встречается гораздо реже. Многие врачи называют его «детским сахарным диабетом», потому что болезнь чаще проявляет себя в дошкольном и подростковом возрасте. Это аутоиммунное заболевание, при котором клетки, которые вырабатывают инсулин, начинают разрушаться под действием собственных антител. Поэтому инсулина при сахарном диабете I типа не хватает, и его нужно доставлять в организм извне.

Чтобы определить, болеет ли человек диабетом, у него берут анализ крови на уровень сахара. Если обнаруживают гипергликемию, то есть повышенный уровень глюкозы в крови, то это главный показатель того, что с пациентом происходит неладное. Обычно у здорового человека ее уровень колеблется от 3 до 6 ммоль/л и никогда не повышается выше 11 ммоль/л (такой уровень глюкозы можно зафиксировать сразу после того, как человек выпьет много сладкой газировки за раз). У диабетика уровень глюкозы может повышаться до 20–30 ммоль/л и выше, и это может быть опасно для жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *